04 сентября 2021

Пройду по Шнеерсоновской. Экскурсия журналиста

Пройду по Шнеерсоновской, сверну я на Хасидскую и на Кошерной улице я постою в тени… В «детство дальнее» они меня совсем не зовут, так как детство было не иудейское, а вполне себе русское-народное, да и зов предков не предвидится. А вот побывать на исторической родине Любавичского хасидизма (Хабада) стоит.

Любавичи, Руднянский район, Смоленская область. Едем смотреть хасидские древности.

…Десяток лет назад это было весьма колоритное место. Старое заброшенное кладбище исчезнувшего народа. Высокая трава и покосившие камни с непонятными письменами.


Теперь все здесь поменялось. Кладбище привели в порядок. Даже камней стало как будто бы больше (шутка). Видимо, откопались те, что за сотню лет вросли в землю. 




Впрочем, надписи на них понятнее не стали. И годы жизни также не прочитываются. Или эти даты не принято было указывать? 


Вот такая экзотика среди русских берез.   

Среди любавичских ребе, еще в начале двадцатого века оставивших Любавичи, выделяется седьмой по счету и последний по времени – Менахем Мендл Шнеесон (1902 – 1994). Иногда к его имени добавляют «Машиах». Менахем Мендл Шнеесон Машиах. По-русски это означает «мессия». Вот так, приятно познакомиться!

Великим горем для этих мест стала война. Еврейское население Любавич согнали в гетто, а в ноябре 1941 всех убили. Местные жители рассказывали, что когда их гнали в здание скотобойни – она  на окраине села – еврейские матери подбрасывали детей в воздух со словами «Моисей, защити их». Расстреливали рядом со скотобойней. На смерть выводили по десятку человек… Четыреста восемьдесят три жизни.

Мемориал открыли в 2011 году. На камене выбиты имена, но их явно меньше, чем количество убитых. Видимо, запомнить их русским односельчанам не представлялось возможным. Очень уж они непривычно звучат. А тех, для кого эти имена звучат естественно, в Любавичах просто не осталось… 

Вместо цветов к монументу евреи кладут камешки.

Сейчас в Любавичах есть мемориальный «Двор любавичских ребе», идет строительство гостевых коттеджей и здания иешивы (религиозной школы). А еще несколько улиц в исторической части получили «еврейские» названия.



Пройдусь по Шнеерсоновской, сверну я на Хабадскую….

© ИА «Филиппика»

Сгибаемое несгибаемое. Символическое

Фото: Павел Филиппов. ИА "Филиппика" НЕСГИБАЕМЫЙ дух… из СОГНУТЫХ рельс. Новый смоленский памятник с пустотой в качестве смысловог...