«Вязьма в грязи увязла» – читаем у классика бытописаний Мельникова-Печерского, автора «В лесах» и «На горах». «Вязьма в пряниках увязла» – читаем уже в современных источниках. Вот так и рождаются пословицы, поговорки, легенды.
Но действительно, были времена, когда вяземский пряник гремел на всю Россию погромче тульского. Эти два города издавна соперничали в деле изготовления лакомства. Так получилось, что в 20-м веке победили не смоляне.
Сейчас вяземский пряник находится в стадии
возрождения. В сувенирных лавках продаются маленькие фирменные коробочки. Их
размер и цена – тоже часть традиции. Исторически вяземский пряник был
небольшим, размером со спичечный коробок. И стоил он дороже тульского.
А еще он был очень плотным. Тесто для его
изготовления «били», причем сильно и долго. Именно трудоемкость процесса и
погубила пряник. В советское время находились дела поважнее, чем вяземские
пряники бить. Секрет производства оказался утерян. Носители этого секрета –
купцы, зажиточные мастеровые – тем более.
А дальше начинаются истории, одна другой
удивительнее.
«Приходит на завод женщина трудоустраиваться. «Мест
нет». «Возьмите меня, я вам секрет вяземского пряника расскажу».
«Жил в Вязьме мужик по имени Прохор, из пекарей, что
на купцов работал. В семье его хранился секрет. Умер Прохор, но записи
остались. Вроде бы тех пряников, а вроде не тех».
«Рецепт вяземского пряника отвезли в Великобританию.
Там в самой передовой, но бережно сохраняющей традиции лаборатории воскресили
вяземский рецепт. Вот только тот ли самый? Как проверить?»
«И тогда нашли в Вязьме бабушек, которым под сто
лет. Они-то знают истинный вкус старого вяземского пряника. Дали попробовать
те, что по английским рецептам сделаны. И все не то. А вот один – тот! Сошлись
во мнениях бабушки. Так и возродился рецепт вяземского пряника».
Увы, есть веские основания думать, что все эти
рассказы – не что иное, как замануха для туристов, красивая легенда. Во всяком
случае, видео с опросом бабушек пока еще не попало в Сеть.
И, тем не менее, вяземский пряник существует!
Хочется пожелать этому исконно смоленскому бренду набрать новую силу и в 21
веке потеснить в гастрономических предпочтениях россиян тульского собрата.
Павел Филиппов, © www.flpk.ru