- А почему ваш зодчий Федор Конь сидит на постаменте в каком-то рубище, ну или в подряснике? – спрашивают туристы на экскурсиях. А действительно, почему?
Федор Конь был даже не генерал – он был маршал по тем временам! Реализовывал главный национальный проект России конца XVI века – строительство Смоленской крепости
– не чета всем нынешним нацпроектам вместе
взятым.
И, по логике вещей, он должен был одеваться в кафтан не хуже чем у Жоржа Милославского. «Иван Васильевич меняет профессию» все смотрели? Там про время Ивана Грозного, а Смоленскую крепость закладывал уже его наследник, то есть это было позже.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". |
С чего же высокопоставленному зодчему было щеголять в каком-то рубище? А вот народность замучила! Не Федора, конечно, но автора памятника. Необходимо было показать близость героя к угнетенным классам, времена-то еще советские. Олег Константинович Комов (1932 – 1994), скульптор, с этой задачей блестяще справился. Его образ главного архитектора крепости у смолян не вызывает вопросов, вот только въедливые экскурсанты-москвичи…
Олег Комов, скульптор, автор памятника Федору Коню в Смоленске. |
И хорошо еще, что Федор Конь одет в хламиду, а не в…
мантию! Ведь кто в действительности был этот человек, до сих пор не ясно.
Существует научная работа, предполагающая, что он был итальянцем – мастером,
специально приглашенным в Россию для строительства особо важных объектов.
Последние годы жизни Федора Коня (к слову, как и начало его пути) совершенно теряются.
Четких исторических данных нет. Поэтому возможно, что он просто в какой-то
момент вернулся на свою родину, в Италию.
В общем, истинный наряд смоленского «Дяди Федора»
требует своего дальнейшего исследования.
Однако нынче тут был Новый год и идут Святки – как известно, время карнавалов. Иногда погода шутит и преображает Федора Коня… в штурмовика из фильма «Звездные войны»!
Павел Филиппов, © www.flpk.ru