19 февраля 2022

В каждой лапе по слону

Смоленская земля – не только «родина» первой славянской надписи, сделанной на кириллице («гороуща»), но и… российского двуглавого орла (за много лет до России и ее исторического герба)! Как так произошло, как такое случилось? Об это старое интервью с Г.В. Ражнёвым, опубликованное в «Смоленской газете» №78 (806) от 21 июля 2011 года.

Геннадий Ражнёв и эскиз"гандаберунды"

«Человеческое имя – не пустой звук, не случайно родители так тщательно его выбирают. «Имена» государств, закодированные в названии, флаге, гербе, гимне имеют также большое значение. Взять Российскую Федерацию. С названием проще всего – прямой набор понятий. Гимн также состоит из слов, вполне доступных разумению. Флаг трактуется по-разному, но количество трактовок невелико. А вот что мы знаем о гербе?

Только то, что он пришел на Русь из Византии. А дальше? Что он означает? Евро-азиатское положение, одновременное обращение к Востоку и Западу? Двоевластие Кесаря и Патриарха? А может, что-то еще? Об этом мы расспросили гостя «СГ», нашего земляка, автора книг «Герб Смоленска» и «Герб России», почетного члена Всероссийского геральдического общества, члена коллегии Российского геральдического общества Геннадия РАЖНЁВА*. <…>  Он рассказывает:

- Интерес ку двуглавому орлу закономерно возник в обществе после 1993 года, когда исторический герб России вернулся на законное место. Однако ответа на вопрос, что он символизирует, не последовало. Да и исследователи затруднялись сказать, где возник данный символ, как он развивался, что означал, потому что в анналах есть две главные трактовки: с точки зрения светской символики и с точки зрения христианства. Какую принимаем?   

К слову, двуглавый орел присутствовал и в исламе, и в масонских символах тоже. В общем, не символ, а сплошное смешение религий, народов и стран (шутка).

- И все-таки, где он появился впервые?

- К нам двуглавый орел пришел из Византии, но ученые упоминают, что встречается он и в довизантийских изображениях ассирийцев, персов. И в Египте его находили, и на Руси задолго до официального принятия тоже. Однако ответить конкретно, где же впервые появился двуглавый орел, ученые не могут.

Попытались и мы с Натальей Ранчуговой разобрать поэтапно путь двуглавого орла. Помогла кросс-культурная психология. Эта наука рассматривает переход какой-либо ментальной ценности от одной цивилизации к другой и ее изменение в процессе такого перехода. Благодаря кресс-культурной психологии, мы понимаем, как двуглавый орел «обрусел».

Хотя «обрусел» он поздно, а ведь четыре тысячи лет назад это был очень популярный символ в Передней Азии. Истоки которого… в Индии! С самых древних времен и до сих пор символом индийского штата Карнатака является двуглавый орел. Есть монеты того периода, изображения на стенах храмов. «Гандаберунда» он назывался тогда. С языка карннада «ганда» означает «сильный», «берунда» - удвоение, «двойная сила». Вишну – одно из основных божеств индуистского пантеона – имел одним из неглавных аватаров (воплощений) Гандаберунду, в случаях, когда богу требовалась недюжинная даже по божественным понятиям сила. Двуглавый орел Гандаберунда мог поднять в каждом клюве и в каждой лапе по слону. Вот почему двуглавый орел символизирует высшую силу, высшую власть. Выше, чем власть простого князя или короля, у которых символом власти был одноглавый орел.

- Как Гандаберунда распространялся по миру?

- Вовсе не только на запад, в сторону Передней Азии и будущей Византии. На мемориале в Коломбо (нынешняя Шри-Ланка) отмечен этот символ, и в Индонезии тоже. Жители тамошнего султаната Тернате (ныне султанат, а до принятия страной ислама – княжество) имеют в национальной одежде присутствие этого символа. Гандаберунда понравился арабам и туркам-сульджукам. Понятно, что под двуглавым орлом они понимали не Вишну, а Аллаха. В музее я видел артефакт, где одно из имен Аллаха начертано на груди двуглавого орла.

А там и Византия, конечно, где он стал фамильной эмблемой династии Палеологов. При распаде государства пришел на Русь и в Священную римскую империю. Посмотрите работы Альбрехта Дюрера, художников Возрождения! Сегодня двуглавый орел есть в гербах Сербии и Албании, долгие годы он был и в гербе Австро-Венгерской империи.             

Западная Европа, в частности нынешняя Испания, также входила в Священную римскую империю. В гербах многих испанских городов до сих пор есть орел. Но ведь это была великая колониальная держава, которая по ту сторону Атлантического океана насаждала не только христианские, но и свои символы. Вот почему двуглавый орел был принят даже некоторыми индейскими племенами. И до сих пор индейцы Мексики набирают его из бисера на карнавальных масках, ритуальных одеждах – преобразовав в соответствии с собственной национальной стилистикой, естественно.

И даже у индейцев Аляски в тотемах появился двуглавый орел. Но это уже заслуга русских, которые открыли и осваивали северо-запад континента. И даже в Австралию попал двуглавый орел…

- Прочно ли «угнездился» двуглавый орел в России?

- Сложный вопрос. К примеру, у части офицеров поколения, хлебнувшего сполна военных реформ, проходивших в период введения старых-новых российских символов, есть неприятие, но у молодежи, курсантов отношение к двуглавому орлу позитивное. Думаю, в обществе в целом наблюдается такая же картина.

Герб России на смоленском "Памятнике с орлами"

Другой вопрос, что знают граждане об этом символе. В свое время вышло даже распоряжение высшего руководства России о проведении мероприятий по популяризации государственных символов страны. Иными словами, проблемой озаботился сам президент.

Ни в газетах, ни по телевидению не дают внятного разъяснения символов. И в учебниках для средней школы переписывается одно и то же, не раскрывая сути. К примеру, многие ли знают, что символизирует держава (шор, разделенный на три части, с кретом наверху) в левой лапе двуглавого орла на российском гербе?

- Что символизирует этот шар?

- Этот шар символизирует мир, принявший Христа (крест). Почему шар разделен на три части? Да потому, что ранее были известны только три части света: Европа, Азия, Африка. Не знали тогда Америк! А Австралии «не было», когда родился Христос. В Эрмитаже есть картина с изображением младенца Христа, держащего мир, состоящий из трех частей света. Вот почему и посланцев-волхвов было три: один черный, другой азиат, третий европеец… А как понимаются короны над головой орла? Их не две, а три. Попробуйте изучить этот вопрос сами.

- Почему на современных российских деньгах изображен один орел, а на гербе – другой?

- Когда начали печатать новые российские деньги, символом был герб с колосками, вот и стали изображать на банкнотах эмблему Центробанка. Эмблемой взяли так называемого «билибинского орла». (Билибин – художник начала XX века, автор серии главного русского символа, в том числе двуглавого орла без корон, скипетра, державы и других атрибутов царской власти). потом был первый проект герба России: в соответствии с историческим традициями –черный орел на золотом поле и так далее. Этот проект "з«рубили". А вот проект с золотым орлом на красном щите прошел. Теперь это современный герб государства.

Г.В. Ражнев на презентации книги в областной библиотеке

- Значит, орел может меняться?

- Еще как! Дело в том, что эталоном герба является не рисунок, о описание. Рисунок может меняться. Вспомним Гандаберунду. У индусов принято ценить пышные формы, вот и двуглавая птица у них вся такая крутобедрая, чуть ли не с женской грудью. А есть северо-германский вариант, где орел, мягко говоря, чересчур поджарый и воинственный. У индейцев Мексики он схематизирован почти до орнамента. Ну а вообразить двуглавого орла жителей Аляски может любой, кто хоть раз видел тотемный столб. Иными словами, изображение меняется, но общее остается… А знаете ли вы, что впервые двуглавый орел на Руси появился на Смоленщине?

- ???

- В древних кладах под Гнёздово в 1857 году нашлиподвеску чистого серебра с изображенной двуглавой птицей. Более древнего изображения двуглавого орла на территории современной России не найдено. 950 – 960 год н. э.! И вот что замечательно: ее сделали смоленские ремесленники, очевидно, по образцам восточных мастеров. Сейчас раритет хранится в Эрмитаже. Некоторое время назад на бриллиантовой фабрике «Кристалл» проходила выставка, где этот уникальный экспонат был представлен на широкое обозрение. Как говорится, имеющий глаза да увидел!»

Павел Филиппов, опубликовано в «Смоленской газете» №78 (806) от 21 июля 2011 года.

* Геннадий Владимирович Ражнёв (1941) – кандидат философских наук, полковник в отставке. Символикой и геральдикой увлекся в 36 лет. Автор современных герба и флага Смоленской области, полного герба и флага Смоленска, автором или соавтором гербов городов Рудни, Сафонова, Ярцева (также флага), районов Новодугинского, Тёмкинского (также флага), Угранского, посёлка городского типа Монастырщина, села Новоспасское, Военной академии войсковой ПВО ВС РФ и др.    

Павел Филиппов, © www.flpk.ru        

Сгибаемое несгибаемое. Символическое

Фото: Павел Филиппов. ИА "Филиппика" НЕСГИБАЕМЫЙ дух… из СОГНУТЫХ рельс. Новый смоленский памятник с пустотой в качестве смысловог...