Смоленская земля – не только «родина» первой славянской надписи, сделанной на кириллице («гороуща»), но и… российского двуглавого орла (за много лет до России и ее исторического герба)! Как так произошло, как такое случилось? Об это старое интервью с Г.В. Ражнёвым, опубликованное в «Смоленской газете» №78 (806) от 21 июля 2011 года.
Геннадий Ражнёв и эскиз"гандаберунды" |
«Человеческое имя – не пустой звук, не случайно родители так тщательно его выбирают. «Имена» государств, закодированные в названии, флаге, гербе, гимне имеют также большое значение. Взять Российскую Федерацию. С названием проще всего – прямой набор понятий. Гимн также состоит из слов, вполне доступных разумению. Флаг трактуется по-разному, но количество трактовок невелико. А вот что мы знаем о гербе?
Только то, что он пришел на Русь из Византии. А
дальше? Что он означает? Евро-азиатское положение, одновременное обращение к
Востоку и Западу? Двоевластие Кесаря и Патриарха? А может, что-то еще? Об этом
мы расспросили гостя «СГ», нашего земляка, автора книг «Герб Смоленска» и «Герб
России», почетного члена Всероссийского геральдического общества, члена
коллегии Российского геральдического общества Геннадия РАЖНЁВА*. <…> Он рассказывает:
- Интерес ку двуглавому орлу закономерно возник в
обществе после 1993 года, когда исторический герб России вернулся на законное
место. Однако ответа на вопрос, что он символизирует, не последовало. Да и
исследователи затруднялись сказать, где возник данный символ, как он
развивался, что означал, потому что в анналах есть две главные трактовки: с
точки зрения светской символики и с точки зрения христианства. Какую принимаем?
К слову, двуглавый орел присутствовал и в исламе, и
в масонских символах тоже. В общем, не символ, а сплошное смешение религий,
народов и стран (шутка).
- И все-таки, где он появился впервые?
- К нам двуглавый орел пришел из Византии, но ученые
упоминают, что встречается он и в довизантийских изображениях ассирийцев, персов.
И в Египте его находили, и на Руси задолго до официального принятия тоже.
Однако ответить конкретно, где же впервые появился двуглавый орел, ученые не
могут.
Попытались и мы с Натальей Ранчуговой разобрать
поэтапно путь двуглавого орла. Помогла кросс-культурная психология. Эта наука
рассматривает переход какой-либо ментальной ценности от одной цивилизации к
другой и ее изменение в процессе такого перехода. Благодаря кресс-культурной
психологии, мы понимаем, как двуглавый орел «обрусел».
Хотя «обрусел» он поздно, а ведь четыре тысячи лет
назад это был очень популярный символ в Передней Азии. Истоки которого… в
Индии! С самых древних времен и до сих пор символом индийского штата Карнатака
является двуглавый орел. Есть монеты того периода, изображения на стенах
храмов. «Гандаберунда» он назывался тогда. С языка карннада «ганда» означает
«сильный», «берунда» - удвоение, «двойная сила». Вишну – одно из основных
божеств индуистского пантеона – имел одним из неглавных аватаров (воплощений)
Гандаберунду, в случаях, когда богу требовалась недюжинная даже по божественным
понятиям сила. Двуглавый орел Гандаберунда мог поднять в каждом клюве и в
каждой лапе по слону. Вот почему двуглавый орел символизирует высшую силу,
высшую власть. Выше, чем власть простого князя или короля, у которых символом
власти был одноглавый орел.
- Как Гандаберунда распространялся по миру?
- Вовсе не только на запад, в сторону Передней Азии
и будущей Византии. На мемориале в Коломбо (нынешняя Шри-Ланка) отмечен этот
символ, и в Индонезии тоже. Жители тамошнего султаната Тернате (ныне султанат,
а до принятия страной ислама – княжество) имеют в национальной одежде
присутствие этого символа. Гандаберунда понравился арабам и туркам-сульджукам. Понятно,
что под двуглавым орлом они понимали не Вишну, а Аллаха. В музее я видел
артефакт, где одно из имен Аллаха начертано на груди двуглавого орла.
А там и Византия, конечно, где он стал фамильной
эмблемой династии Палеологов. При распаде государства пришел на Русь и в
Священную римскую империю. Посмотрите работы Альбрехта Дюрера, художников
Возрождения! Сегодня двуглавый орел есть в гербах Сербии и Албании, долгие годы
он был и в гербе Австро-Венгерской империи.
Западная Европа, в частности нынешняя Испания, также
входила в Священную римскую империю. В гербах многих испанских городов до сих
пор есть орел. Но ведь это была великая колониальная держава, которая по ту
сторону Атлантического океана насаждала не только христианские, но и свои
символы. Вот почему двуглавый орел был принят даже некоторыми индейскими
племенами. И до сих пор индейцы Мексики набирают его из бисера на карнавальных
масках, ритуальных одеждах – преобразовав в соответствии с собственной
национальной стилистикой, естественно.
И даже у индейцев Аляски в тотемах появился
двуглавый орел. Но это уже заслуга русских, которые открыли и осваивали
северо-запад континента. И даже в Австралию попал двуглавый орел…
- Прочно ли «угнездился» двуглавый орел в России?
- Сложный вопрос. К примеру, у части офицеров поколения, хлебнувшего сполна военных реформ, проходивших в период введения старых-новых российских символов, есть неприятие, но у молодежи, курсантов отношение к двуглавому орлу позитивное. Думаю, в обществе в целом наблюдается такая же картина.
Герб России на смоленском "Памятнике с орлами" |
Другой вопрос, что знают граждане об этом символе. В
свое время вышло даже распоряжение высшего руководства России о проведении
мероприятий по популяризации государственных символов страны. Иными словами,
проблемой озаботился сам президент.
Ни в газетах, ни по телевидению не дают внятного
разъяснения символов. И в учебниках для средней школы переписывается одно и то
же, не раскрывая сути. К примеру, многие ли знают, что символизирует держава
(шор, разделенный на три части, с кретом наверху) в левой лапе двуглавого орла
на российском гербе?
- Что символизирует этот шар?
- Этот шар символизирует мир, принявший Христа
(крест). Почему шар разделен на три части? Да потому, что ранее были известны
только три части света: Европа, Азия, Африка. Не знали тогда Америк! А
Австралии «не было», когда родился Христос. В Эрмитаже есть картина с
изображением младенца Христа, держащего мир, состоящий из трех частей света.
Вот почему и посланцев-волхвов было три: один черный, другой азиат, третий
европеец… А как понимаются короны над головой орла? Их не две, а три.
Попробуйте изучить этот вопрос сами.
- Почему на современных российских деньгах изображен
один орел, а на гербе – другой?
- Когда начали печатать новые российские деньги, символом был герб с колосками, вот и стали изображать на банкнотах эмблему Центробанка. Эмблемой взяли так называемого «билибинского орла». (Билибин – художник начала XX века, автор серии главного русского символа, в том числе двуглавого орла без корон, скипетра, державы и других атрибутов царской власти). потом был первый проект герба России: в соответствии с историческим традициями –черный орел на золотом поле и так далее. Этот проект "з«рубили". А вот проект с золотым орлом на красном щите прошел. Теперь это современный герб государства.
Г.В. Ражнев на презентации книги в областной библиотеке |
- Значит, орел может меняться?
- Еще как! Дело в том, что эталоном герба является
не рисунок, о описание. Рисунок может меняться. Вспомним Гандаберунду. У
индусов принято ценить пышные формы, вот и двуглавая птица у них вся такая
крутобедрая, чуть ли не с женской грудью. А есть северо-германский вариант, где
орел, мягко говоря, чересчур поджарый и воинственный. У индейцев Мексики он схематизирован
почти до орнамента. Ну а вообразить двуглавого орла жителей Аляски может любой,
кто хоть раз видел тотемный столб. Иными словами, изображение меняется, но
общее остается… А знаете ли вы, что впервые двуглавый орел на Руси появился на
Смоленщине?
- ???
- В древних кладах под Гнёздово в 1857 году
нашлиподвеску чистого серебра с изображенной двуглавой птицей. Более древнего
изображения двуглавого орла на территории современной России не найдено. 950 –
960 год н. э.! И вот что замечательно: ее сделали смоленские ремесленники,
очевидно, по образцам восточных мастеров. Сейчас раритет хранится в Эрмитаже.
Некоторое время назад на бриллиантовой фабрике «Кристалл» проходила выставка,
где этот уникальный экспонат был представлен на широкое обозрение. Как
говорится, имеющий глаза да увидел!»
Павел Филиппов, опубликовано в «Смоленской газете»
№78 (806) от 21 июля 2011 года.
* Геннадий Владимирович Ражнёв (1941) – кандидат философских наук, полковник в отставке. Символикой и геральдикой увлекся в 36 лет. Автор современных герба и флага Смоленской области, полного герба и флага Смоленска, автором или соавтором гербов городов Рудни, Сафонова, Ярцева (также флага), районов Новодугинского, Тёмкинского (также флага), Угранского, посёлка городского типа Монастырщина, села Новоспасское, Военной академии войсковой ПВО ВС РФ и др.
Павел Филиппов, © www.flpk.ru