08 июня 2022

Каменная быль Владимира Козлова

Смоленский ученый раскрывает секреты камней, которые продаются на ярмарках самоцветов.

…И вот снова афиши с приглашением на очередную ярмарку заполонили город. Они неизменно появляются из десятилетия в десятилетие перед самыми «народными» праздниками: Новым годом, Валентиновым днем, Восьмым марта. «Каменные сказки», «Чарующие самоцветы» или что-то вроде. Однако все чаще можно услышать, что «чарующие» порой сильно разочаровывают.

Владимир Козлов – организатор смоленского Музея Земли. Фото из архива Павла Филиппова. 

О том, что на самом деле продают на подобных ярмарках, рассказал смоленский ученый-минеролог Владимир Козлов

А местом встречи с ним стал Музей Земли при Смоленском гуманитарном университете. И было это за несколько лет до закрытия этого уникального смоленского вуза. И музея (увы!).  

Музей – детище Владимира Козлова, посвятившего географии всю сознательную жизнь. Через его лекции прошли практически все современные специалисты, в дипломе которых присутствует слово «география». Сегодня преподаватель на пенсии, однако не собирается изменять избранной науке. Именно он подбил вузовское начальство на формирование минералогической коллекции, ставшей основой Музея Земли.

- Извините за некорректный вопрос: а зачем такой музей нужен?

- Необходимость Музея Земли вызвана простым обстоятельством – такого музея в Смоленске нет. И похожего нет. Лет двадцать назад существовал музей естественной истории, который располагался в здании бывшего храма на Соборной горе. Здание вернули церкви – музейная коллекция отправилась в запасники. Частями она иногда экспонируется, но это все не то. А ведь интерес к наукам о Земле у смолян есть – как у юных, так и у взрослых. Отсюда элементарный вывод – музей необходим.

- Сколько экспонатов представлено в музее, и что это за экспонаты?

- Сделать экспозицию, которая бы рассказала все-все-все о нашей планете, невозможно. Но некоторые моменты отразить стоит. Вот стенд о движении литосферных плит. Да, проходили в школе. А многое помните? Вот фото Земли с поверхности Луны. В какую по счету экспедицию оно было сделано?.. А что, вы тоже думали, что американцы летали лишь один раз? Двенадцать человек побывало на Луне, а мы знаем только про Нейла Армстронга и его команду. Вот климатические пояса. Ну, погода, надеюсь, всем интересна. Кое-что узнав, можно предсказывать дождь без предварительного просмотра Интернета. Минералы… Здесь уж точно ни Интернет, ни даже книги в отдельных случаях не помогут. Каковы минералы на вес, цвет и вкус (да, некоторые минералы имеют вкус – лизните галиты, каолинит – прим. авт.) можно узнать только в музее.

- Насколько богата смоленская коллекция минералов?

- Сегодня в мире описано около 4 тысяч минералов, но образцы многих «несмотрибельны», им место в коробках. Минская коллекция, формирующаяся с конца 1930-х годов, для примера, насчитывает две с чем-то тысячи образцов в экспозиции, плюс запасники. Это очень высокий уровень. А в смоленском Музее Земли представлено порядка двух сотен экспонатов, столько же в обработке. Принципиальный вопрос – не просто «вывалить» камень на витрину, а показать его красоту. Для этого необходимо сделать спил, отшлифовать. А иначе экспонат вызовет интерес только у специалиста, которых единицы.

Учителя географии – ученики Владимира Козлова (в центре, сидя).
2014 год.  
 - Какова география представленных минералов?

- Европа, Азия, Африка. Американские экспонаты пока в личной коллекции, пополнят экспозицию позже. А вот уникальный образец – кварцит из Антарктиды. Друг, который там работал, подарил. Камень даже полировать не пришлось – отполирован до идеального вида мельчайшими кусочками льда, которые ветер с бешеной скоростью гоняет по снежной пустыне этого континента. Или вот еще один замечательный экспонат – строматолит из Центральной Монголии. Строматолиты – самые ранние свидетельства жизни на Земле, окаменелые остатки сине-зеленых водорослей. Им 3,5 миллиарда лет!

Строматолит, которому 3,5 миллиарда лет – древнейшее свидетельство жизни на Земле. Фото Музея Земли Владимира Козлова. 2014 г. 

- В голове не укладываемся, такие древние…

- О да, и это оценит любой увлеченный естественной историей человек. Но есть камни с не менее интересной, но другой историей, вернее, историей другого плана. Вот шокшинский песчаник, что добывают у нас на Кольском полуострове. Если вдруг окажитесь в Париже и загляните в Дом инвалидов, чтобы побывать на могилке Наполеона, обратите внимание, из какого камня сделано надгробие. Вот именно, из русского песчаника! Есть байка, что император Николай I отгрузил во Францию в два раза больше камня, чем требовалось, когда узнал, для чего он будет использован… Надгробие получилось массивным, не выберется (шутка).

- И все же, Владимир Борисович, наш главные вопрос, что же на самом деле продают на ярмарках самоцветов? Какова ценность камней, много ли там барахла и подделок? Вопросы не праздные – люди собственные денежки платят…

- В основном на ярмарках самоцветов представлен традиционный набор камней: опалы, гранаты, нефрит, малахит… Конечно, ювелирные изделия высокого уровня не встретишь на провинциальных выставках, но вот редкие разновидности минералов встретить можно. В начале 2000-х любитель камня из Москвы Валерий Плотников выставил на продажу в Смоленске неплохую коллекцию уваровита – ярко-зеленой разновидности граната. Так что и у смолян был шанс приобрести по-настоящему редкий камень.

Ученая общественность города знакомится с коллекцией минералов.
2014 год. 
Нюансов, как и камней, множество. Вот лишь для примера:

Опал. Очень уж редких опалов на выставках-продажах нет, а те, что есть, наводят на раздумья: натуральные они или синтезированные? Из натуральных ценятся австралийские. Есть темные опалы, есть огненные. Красивый камень.

Бирюза. Редкий камень. Раньше его поставщиком была Туркмения, однако есть он и в Иране, да и по всей Средней Азии. Очень красивый камень, но ценится по-разному. Зелено-голубую бирюзу ценят меньше, чем просто голубую. Также дороже та, что без посторонних включений, но в природе такое отыщешь нечасто.

Гранаты. Их можно найти даже в валунах-гнейсах, которые притащил на нашу территорию ледник. Однако смысла выковыривать их оттуда нет. Пожалуй, гранат – одна из самых разнообразных природных форм. Обычно они красноцветные, но вот зеленый гранат – большая редкость. Вспомните «Гранатовый браслет» Куприна. Минерологи до сих пор спорят, какой камень был описан в рассказе – гроссуляр или демантоид? Они различаются густотой цвета, но в любом случае это гранаты, которые ценятся весьма высоко.

Малахит. В основном заирский, из Африки. Уральский малахит сегодня редкость. Он, если можно так сказать, практически весь погиб во время Великой Отечественной войны. Страна нуждалась в меди, а этот минерал содержит медь. Малахит шел на переплавку. Сегодня все известные запасы уральского малахита выработаны.

Яшма. Не редкий камень, но среди яшм есть удивительные экземпляры пейзажной яшмы с Урала. В другом месте найти такую практически невозможно. Если естественный рисунок этого камня хорошо обработать, то получится уникальная картинка. Есть и однотонные яшмы, например, зеленая яшма с Алтая. Они также идут в дело.

Змеевик, или серпентин. Распространенный минерал. Достаточно сказать, что некогда он был предназначен для отделки станций свердловского метро (ныне г. Екатеринбург).

Орлец, или родонит. Напротив, весьма редкий камень, несмотря на то, что им также отделана одна из станций метро – в Москве станция метро «Площадь Маяковского». Необыкновенное расточительство – пустить на облицовку колонн минерал, который используется для изготовления кулонов и сережек.

Обсидианы. Их много в Армении. Другое название этого минерала – вулканическое стекло. Интересный камень, некоторые разновидности его опалесцируют, то есть по-особому рассеивают свет. Есть полупрозрачные формы, есть коричневые, но выше всего ценятся черные. Некогда была мода на мужские перстни-печатки из иссиня-черного обсидиана.

Лабрадорит. Распространенный минерал. В качестве иллюстрации можно сказать, что раньше им был отделан цоколь здания Смоленского драматического театра, а также вход в здание главпочтамта. Отдельные части этого камня обладают иризацией и неожиданно сверкают синим блеском. При последнем ремонте зданий, несколько лет назад, этот благородный камень куда-то исчез.

Кремень. Обыденный камень, но если его рисунок интересен, то, отполировав, можно получить неплохое украшение. Встречается и у нас – в ледниковых отложениях.

Ученая общественность города знакомится с коллекцией минералов.
2014 год. 
Сегодня научились синтезировать любой природный минерал и даже создали такие, каких не существует в природе, – продолжает Владимир Козлов. – Яркий пример последних – фианит, полученный в Физическом институте Академии наук СССР (отсюда и название). Вообще, в теперешней ювелирной промышленности 60 процентов камней – искусственного происхождения. Например, если вы видите современное кольцо с рубином, то понимайте, что он не натуральный, а синтезированный. То же самое относится и к сапфирам. Да и на распродажах полудрагоценных камней процент синтезированных минералов не меньше. Однако тут же следует сказать, что синтезированные камни отнюдь не хуже естественных, все дело в предубеждении.

Ученая общественность города знакомится с коллекцией минералов.
2014 год. 
Без специальных кристаллографических приборов и профессиональных знаний отличить синтезированный камень от натурального невозможно. Синтезированные более чистые – без посторонних включений, пузырьков газа и т. д. Такие кристаллы могут быть большими по объему, в то время как в природе крупные экземпляры встречаются чрезвычайно редко. Еще одно чисто практическое наблюдение: если камень вставлен в кольцо или какое-нибудь другое ювелирное изделие явно вековой давности, то можно не без оснований полагать, что он натуральный.

Бывает, вместо камней продается обыкновенное стекло… Ну, не совсем обыкновенное – скорее, специально сваренное, но тем не менее стекло. Уличить подделку трудно. И зачастую эти стеклянные камни носят романтические, колдовские названия. Хотя некоторые «романтические»  наименования минералов вполне официальны: тигровый глаз, кошачий глаз. Лунные камни объединяют своим названием совершенно разные, неродственные минералы – селениты, некоторые виды полевых шпатов. Их отличает характерная игра света, за что они и получили свое соблазнительное название.

Верования, приписывающие камням те или иные свойства, в определенной степени имеют под собой основания, – уверен ученый. – Но ведь вера вере рознь, так же как и свойства камней.

Есть вера, которая имеет в основании культурную традицию. «А-Мефисто» (аметист) – камень кардиналов и… пьяниц. В одном переводе его название расшифровывается как «без нечистого», отсюда и соответствие сану священнослужителя, а согласно другому, это словосочетание переводится как «не пьяный», и поэтому аметист дарят алкоголикам.

И есть вера, в основе которой лежат еще не до конца изученные свойства камней. Например, сердолик обладает природной радиоактивностью – понятно, крайне незначительной и невредной для организма. Скорее наоборот, полезной! Она тормозит воспалительные процессы, лечит катаракту глаз. А, например, янтарь помогает тем, у кого растет зоб. Эти факты широко известны и доказаны наукой.

Также есть вера, укорененная в бытовых наблюдениях. Весьма полезно настаивать питьевую воду на темноцветных кремнях. Их сейчас продают в аптеках. Кремень – загадочная порода, образовавшаяся из живого вещества,  так же как и мел, известняк, уголь. Видимо, поэтому он обладает сильными адсорбирующими свойствами, способен очищать и улучшать воду.

Павел Филиппов, © www.flpk.ru 

Сгибаемое несгибаемое. Символическое

Фото: Павел Филиппов. ИА "Филиппика" НЕСГИБАЕМЫЙ дух… из СОГНУТЫХ рельс. Новый смоленский памятник с пустотой в качестве смысловог...