Это касается всех. Мы либо автомобилисты, либо пешеходы. Вот почему вопрос организации перемещения – один из наиболее важных. На примере областного центра его рассмотрел проф. Михаил Якимов, специально приглашенный в город по инициативе группы «Сделай Смоленск Лучше». Интервью было опубликовано в «Смоленской газете» в 2015 году.
Профессор Михаил Якимов. Фото: Павел Филиппов |
Михаил Якимов приезжал в Смоленск по приглашению
активистов профильной группы в социальных сетях. Профессор внимательно изучил городские
проблемы и сделал свое профессиональное заключение, которым поделился с
властями города, а также со студентами Смоленского госуниверситета и прессой.
Взгляды профессора Якимова на развитие транспортной
системы Смоленска серьезно, если не сказать кардинально, отличаются от тех, что
исповедует нынешняя муниципальная власть.
Расширим проезжую часть?
Улица Фурманова в Смоленске. Фото: Павел Филиппов |
По принципу единой цели
Смолгорсовет. Фото: Павел Филипов |
- Есть базовые вещи. Телепортацию не придумали,
имеем дело с двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль габаритен. Человек
имеет суточный цикл активности. Наша задача не создать идеальную транспортную
систему, а сделать ее оптимальной в современных условиях. Если работать над
этим, вопрос оказывается вполне решаем. Главный критерий здесь – время,
которое человек тратит на перемещение.
Есть три уровня. Первый – уровень управленческих решений. Второй уровень – законодательный. И только третий – организационно-технический: где что-то подправить со светофором, какой знак повесить, разметку начертить и т. д.
«Танцуем» всегда от системы управления. В Смоленске разделены заказчик в сфере формирования и содержания автомобильных дорог и заказчик в сфере функционирования общественного транспорта. А в других городах это единая структура. То есть что надо поправить: формирование исполнительной структуры не по технологическому принципу, а по принципу единой цели. А то одни специалисты знают все-все-все про щебень и асфальт, но совершенно не знают, для чего все это надо.
Трамвай - во главу угла
Фото: Павел Филиппов |
- В Смоленске «маршрутки» в центре города. А в Перми
– наоборот. «Маршрутки» - на окраинах, они подвозят пассажиров к муниципальным
автобусам большой вместимости, а те в свою очередь – вспомогательная система
для рельсового транспорта. Трамвай во главе угла. Сочлененный трамвай – его
вместимость как у двух автобусов. Но по технике движения дистанция между двумя
автобусами 60 метров, то есть в этот промежуток поместились еще бы два
автобуса…Трамвай идет в сцепке и берет столько же пассажиров как два автобуса.
Он не рульнет никуда с рельсов, человеческий фактор в безопасности дорожного
движения минимизирован. В общем, трамвай – это очень эффективно.
В Смоленске нет трамвая в центре. Новые вагоны
только бы украсили вид исторических мест. Как в Праге, в Амстердаме, других
городах.
Мы не хотим под землю
Фото: Павел Филиппов |
- Решать надо всегда в пользу людей. «Мы вот убрали
пешеходный переход, потому что автомобилистам мешают эти… Ну эти… А, смоляне!»
Понятно, да?
- Подземные пешеходные переходы – это выход?
- Ну почему? Мы – европейцы, мы не хотим спускаться
ни под землю, ни забираться на надземные переходы, к чему привычны, например,
жители Азии. Подземные, надземные пешеходы надо строить не в центре города, а
на вылетных магистралях. Условно говоря, для одного человека, которого
скоростной транспортный поток никогда не пропустит.
Кто будет содержать?
Улица Красина в Смоленске. Фото: Павел Филиппов |
- Надо смотреть на бюджетные расходы. Если город все
больше и больше вкладывается в строительство новых дорог, при этом все меньше и
меньше тратит на содержание уже имеющихся, то возникает вопрос: а что
произойдет с этими новыми дорогами через какое-то время? Имеет смысл
ремонтировать то что есть, прежде чем наращивать новую инфраструктуру.
Власть зальет полный бак?
Фото: Павел Филиппов |
- Тем не менее, все паркуются – еще ни один
автомобиль не завис в воздухе. Часто властям задают вопрос: как вы разрешаете
строить многоэтажный дом без парковочных мест рядом? По одному на каждую
квартиру. А в Перми запрещают строить дом в центре, если рядом будет больше
одного парковочного места на 100 квартир. Понимаете разницу? Если человек купил
автомобиль, то он же не требует от муниципалитета, чтобы власть заливала ему в
бак бензин, делала ремонт. Так чего же все хотят бесплатные парковки? Пять
долларов в час, как в Нидерландах, – и
смоленские предприниматели снесут многоэтажки, чтобы сделать стоянки, лишь бы
люди платили. Исчезнет проблема сразу!
Только вправо и по кругу
Фото: Павел Филиппов |
- В Смоленске слишком много круглых синих знаков со
стрелочкой, которые запрещают левый поворот. Остается только посоветовать
автопроизводителям вообще заблокировать эту функцию руля. Только направо. И по
кругу. Абсурд! В любом городе, где начинают закрывать левые повороты или вводить
одностороннее движение, увеличивается время на коммуникацию. А это плохо.
Четвертый мост
Фото: Павел Филиппов |
- Не до конца использованы ресурсы имеющихся мостов.
Ведь на них нет пробок, движение не стоит. В миллионной Перми один мост через
Каму, четыре полосы – по две в каждую сторону. Сейчас он на грани своего
ресурса, но ведь не за гранью! Может, лучше оптимизировать движение на
имеющихся мостах?
Павел Филиппов,
© www.flpk.ru
АНЕКДОТ В ТЕМУ:
В России, как известно, две беды. И если первую еще
можно исправить при помощи бульдозеров, катков и прочей тяжелой техники, то что
делать с российскими дорогами – не знает никто!