05 сентября 2022

Четвертый мост Веры Павловны

Это касается всех. Мы либо автомобилисты, либо пешеходы. Вот почему вопрос организации перемещения – один из наиболее важных. На примере областного центра его рассмотрел проф. Михаил Якимов, специально приглашенный в город по инициативе группы «Сделай Смоленск Лучше». Интервью было опубликовано в «Смоленской газете» в 2015 году.

Профессор Михаил Якимов. Фото: Павел Филиппов 
…Доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета Михаил Якимов – один из главных специалистов по вопросам автомобильных транспортных систем России. Общепризнанный авторитет, изучивший лучшие российские и зарубежные практики, работает по заказам правительств регионов России, в том числе Правительства Москвы. Его главное дело – построение транспортных моделей конкретных населенных пунктов. Модели четко расставляют все точки над «i», позволяют заранее просчитать, как обернется то или иное административное и техническое решение в конкретном месте, в конкретное время.  

Михаил Якимов приезжал в Смоленск по приглашению активистов профильной группы в социальных сетях. Профессор внимательно изучил городские проблемы и сделал свое профессиональное заключение, которым поделился с властями города, а также со студентами Смоленского госуниверситета и прессой.

Взгляды профессора Якимова на развитие транспортной системы Смоленска серьезно, если не сказать кардинально, отличаются от тех, что исповедует нынешняя муниципальная власть.

Расширим проезжую часть?

Улица Фурманова в Смоленске. Фото: Павел Филиппов
- Нельзя исходить из бытовых представлений. Машин стало много – так расширим проезжую часть. Логично? О, да! Только это  логика с обыденной точки зрения… Есть такая наука – география. Она говорит, что Земля имеет форму шара. Но посмотрите вокруг: земля-то плоская! Так давайте думать что она плоская… Нет, увы! Земля имеет форму шара. Так и с городским хозяйством. Многие российские муниципалитеты решают проблемы исходя из того, что «Земля – плоская». Это тупиковая практика.

По принципу единой цели

Смолгорсовет. Фото: Павел Филипов
- Как оптимизировать транспортную систему современного города?

- Есть базовые вещи. Телепортацию не придумали, имеем дело с двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль габаритен. Человек имеет суточный цикл активности. Наша задача не создать идеальную транспортную систему, а сделать ее оптимальной в современных условиях. Если работать над этим, вопрос оказывается вполне решаем. Главный критерий здесь – время, которое человек тратит на перемещение. 

Есть три уровня. Первый – уровень управленческих решений. Второй уровень – законодательный. И только третий – организационно-технический: где что-то подправить со светофором, какой знак повесить, разметку начертить и т. д. 

«Танцуем» всегда от системы управления. В Смоленске разделены заказчик в сфере формирования и содержания автомобильных дорог и заказчик в сфере функционирования общественного транспорта. А в других городах это единая структура. То есть что надо поправить: формирование исполнительной структуры не по технологическому принципу, а по принципу единой цели. А то одни специалисты знают все-все-все про щебень и асфальт, но совершенно не знают, для чего все это надо.   

Трамвай - во главу угла

Фото: Павел Филиппов
- Трамвай, троллейбус, муниципальный автобус, «маршрутка» - где их место в городе?

- В Смоленске «маршрутки» в центре города. А в Перми – наоборот. «Маршрутки» - на окраинах, они подвозят пассажиров к муниципальным автобусам большой вместимости, а те в свою очередь – вспомогательная система для рельсового транспорта. Трамвай во главе угла. Сочлененный трамвай – его вместимость как у двух автобусов. Но по технике движения дистанция между двумя автобусами 60 метров, то есть в этот промежуток поместились еще бы два автобуса…Трамвай идет в сцепке и берет столько же пассажиров как два автобуса. Он не рульнет никуда с рельсов, человеческий фактор в безопасности дорожного движения минимизирован. В общем, трамвай – это очень эффективно.

В Смоленске нет трамвая в центре. Новые вагоны только бы украсили вид исторических мест. Как в Праге, в Амстердаме, других городах.

Мы не хотим под землю

Фото: Павел Филиппов
- Ликвидация «лишних» пешеходных переходов – это хорошо?

- Решать надо всегда в пользу людей. «Мы вот убрали пешеходный переход, потому что автомобилистам мешают эти… Ну эти… А, смоляне!» Понятно, да?

- Подземные пешеходные переходы – это выход?

- Ну почему? Мы – европейцы, мы не хотим спускаться ни под землю, ни забираться на надземные переходы, к чему привычны, например, жители Азии. Подземные, надземные пешеходы надо строить не в центре города, а на вылетных магистралях. Условно говоря, для одного человека, которого скоростной транспортный поток никогда не пропустит.

Кто будет содержать?

Улица Красина в Смоленске. Фото: Павел Филиппов
- Надо строить новые дороги?

- Надо смотреть на бюджетные расходы. Если город все больше и больше вкладывается в строительство новых дорог, при этом все меньше и меньше тратит на содержание уже имеющихся, то возникает вопрос: а что произойдет с этими новыми дорогами через какое-то время? Имеет смысл ремонтировать то что есть, прежде чем наращивать новую инфраструктуру. 

Власть зальет полный бак?

Фото: Павел Филиппов
- В центре города не хватает парковочных мест. Как решить проблему и за чей счет?

- Тем не менее, все паркуются – еще ни один автомобиль не завис в воздухе. Часто властям задают вопрос: как вы разрешаете строить многоэтажный дом без парковочных мест рядом? По одному на каждую квартиру. А в Перми запрещают строить дом в центре, если рядом будет больше одного парковочного места на 100 квартир. Понимаете разницу? Если человек купил автомобиль, то он же не требует от муниципалитета, чтобы власть заливала ему в бак бензин, делала ремонт. Так чего же все хотят бесплатные парковки? Пять долларов в час, как в Нидерландах,  – и смоленские предприниматели снесут многоэтажки, чтобы сделать стоянки, лишь бы люди платили. Исчезнет проблема сразу!

Только вправо и по кругу

Фото: Павел Филиппов
- В Смоленске исчезает «левый поворот» на магистральных улицах. Это правильно?

- В Смоленске слишком много круглых синих знаков со стрелочкой, которые запрещают левый поворот. Остается только посоветовать автопроизводителям вообще заблокировать эту функцию руля. Только направо. И по кругу. Абсурд! В любом городе, где начинают закрывать левые повороты или вводить одностороннее движение, увеличивается время на коммуникацию. А это плохо.

Четвертый мост

Фото: Павел Филиппов
- Четвертый мост через Днепр, который заявлен местными властями, решит транспортную проблему Смоленска?

- Не до конца использованы ресурсы имеющихся мостов. Ведь на них нет пробок, движение не стоит. В миллионной Перми один мост через Каму, четыре полосы – по две в каждую сторону. Сейчас он на грани своего ресурса, но ведь не за гранью! Может, лучше оптимизировать движение на имеющихся мостах?

Павел Филиппов, © www.flpk.ru

АНЕКДОТ В ТЕМУ:

В России, как известно, две беды. И если первую еще можно исправить при помощи бульдозеров, катков и прочей тяжелой техники, то что делать с российскими дорогами – не знает никто! 

Сгибаемое несгибаемое. Символическое

Фото: Павел Филиппов. ИА "Филиппика" НЕСГИБАЕМЫЙ дух… из СОГНУТЫХ рельс. Новый смоленский памятник с пустотой в качестве смысловог...