Фото: Павел Филиппов. ИА "Филиппика"
«Европейский облик, мягкие черты лица, подчеркнутая
женственность, лучащаяся нежность». Такой видели смоляне и гости города Богоматерь
на главной реликвии Успенского собора – иконе Одигитрии. До 2015 года. Но потом
кое-что изменилось.
В середине десятых годов икона отправилась на
реставрацию. И когда сняли шесть слоев записи… Суровое греко-византийское лицо,
миндалевидные глава, прямой нос, тонкие губы. Да, у такой Матушки не забалуешь!
Но получается, что именно такую «строгую» икону
передал византийский император Константин IX Мономах для сопровождения своей родственницы (дочери?),
ставшей потом женой киевского князя Всеволода Ярославовича, в долгое путешествие
невесты на Русь.
И именно такой Богоматерь увидел иконописец, когда создавал
список с той самой Одигитрии (утраченной
в 1940-е годы) в средневековом московском монастыре.
…В 2017 году на центральной площадке Соборного холма
Смоленска появился памятник св. блгв. Владимиру
Мономаху – сыну Всеволода Ярославича и Грекини – Мономахини (скульптор Игорь
Чумаков). Князь запечатлен в момент передачи иконы Одигитрии смолянам.
Историческая достоверность? Первое, что вызывает явное
сомнение – размер иконы. Если принять версию создания списка «размер в размер»,
то она должна быть почти размером с самого Владимира! А если «не в размер, но в
подобие», то также первообразная икона была помасштабнее. См. фото Прокудина-Горского.
Ну, а самое интересное – образ в руках Владимира II Всеволодовича
воспроизводит вид той Одигитрии, что украшала главный смоленский храм… накануне
реставрации 2013-2015 гг. То есть святой князь 12 века держит в руках
уменьшенную копию иконы 20 – 21 столетия.
Павел Филиппов, www.flpk.ru