Известие на неделе: снесли «стекляшку» за «Октябрем». Ушла история! А еще ликвидировали тополь, который, вероятно, и революцию помнил. Любимый город, массаракш!
«Блинные» - «Пельменные». Таких типовых кафе было
немало в центре Смоленска. «Пионерское» за кинотеатром «Октябрем», «Котлетная»
(она же «Блевок» у студентов мединститута) на Кирова, и на проспекте Гагарина,
и на Дзержинского, и в других районах города – как например, на Покровке у
«Штыка». Сейчас большинство «блинных» – «пельменных» переделаны так, что узнать
в них «стекляшки» совсем невозможно.
Говорят, что проект «стекляшки» – кубического по
форме кафе со стенами-витринами – привез из американского турне Хрущев. Ему
понравилась идея: функционально, без излишеств, но по последнему писку моды.
Только не учел советский лидер, что территория США лежит на параллели нашей Средней
Азии. В результате на обогрев «стекляшек» уходило дикое количество
электроэнергии. В Стране Советов электроэнергия была копеечна, да и эксцессов с
разбитием стекла было немного. С приходом же рынка все «витрины» в кафе
основательно заложили кирпичом или заделали другим теплосберегающим и
антивандальным материалом. Теперь это уже не «стекляшки».
Но все-таки самой известной «стекляшкой» (бывшей)
является «Падшая лошадь», что на Блонье.
Некогда (семидесятые, начало восьмидесятых?) это
было кафе «Шахматное» (в другое время оно называлось «Блинной»). С двумя
фигурками шахматных коней над входом. Во время урагана одна из коняшек упала.
Неформальная молодежь – то есть хиппи, которые были в Смоленске – сразу же
перекрестила заведение на западный манер: «Падшая лошадь».
А потом «Лошадь», как и все стекляшки, превратилась
в рюмочные. Однако помимо обычной публики, чиновников городского и областного
советов, вузовских преподавателей, здесь кутили писатели, художники, актеры
разного возраста и степени признания. Творческая жизнь била ключом! О чем
говорит, например, такой факт – в девяностые здесь распространялась газета
«Смоленский литератор». Это издание было оппозиционным (!) тогдашнему
руководству Смоленского отделения Союза писателей России. У тех была газета
«Вдохновение». Понятно, что «Литератор» предназначался для особой, свойственной
только «Падшей лошади», публики.
Сейчас на месте легендарного кафе аналогичное
заведение «Русский двор». Былой колорит ушел, но отделка места заслуживает
особого внимания. Дело в том, что для украшения интерьеров специально возродили
технику майолики. Этот промысел был ранее распространен, потом деградировал, и
в девяностые окончательно сошел на нет. «Стекляшку» перестраивали несколько
лет, но многие гости Смоленска свидетельствуют, что в их городах ничего
подобного и не просматривается.
Павел Филиппов, www.flpk.ru